Аналитики выяснили, как изменились траты россиян на услуги красоты 

По данным «Платформы ОФД», в 2020 году размер среднего чека на услуги красоты в России увеличился на 10% по сравнению с 2019 годом. Однако под влиянием пандемии посещать салоны красоты россияне стали на 20% реже. Из-за потери спроса 11% игроков рынка бьюти-услуг закрылись. Вместе с тем, часть проектов вопреки строгим ограничениям, направленным на борьбу с вирусом, не только выжила, но улучшила финансовые показатели. По прогнозам экспертов, к осени текущего года спрос на косметические услуги начнет восстанавливаться. 

В 2019 году объем мирового рынка бьюти-услуг достиг 532 млрд долларов США. Среди рекордсменов по выручке оказались американские сети парикмахерских Fantastic Sams и Regis Corporation, заработавшие 2 млрд и 1,07 млрд долларов США. По оценкам Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, объем российского рынка составил 972 млрд рублей. Выручка лидера российского рынка бьюти-услуг — сети имидж-лабораторий «Персона» достигла 2 млрд рублей. 


Рис. 1. Доля крупных игроков на российском рынке бьюти-услуг, %

По словам основателя «Персоны» Игоря Стоянова в переломном для экономики 2020 году выручка компании сократилась на 15%. Аналитики утверждают, что из-за падения спроса половина предприятий индустрии красоты в минувшем году сработали в минус. Около 11% салонов красоты пришлось закрыться, а их мастера стали работать на себя, став плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятыми). 

Однако на фоне сокращения спроса россияне в среднем стали тратить больше денег на уход за собой. Размер среднего чека в тяжелом 2020 году на услуги красоты составил 1108 рублей, что на 10% выше, чем в 2019 году, но посещать салоны красоты россияне стали на 20% реже. 

Для сравнения, москвичи при среднем чеке в размере 2800 рублей (на 7% выше, чем в 2019 году) стали посещать салоны красоты в три раза реже. В Санкт-Петербурге, где средний чек покупки — 1860 руб (на 1% выше, чем в позапрошлом году) – в салоны перестал ходить каждый четвертый житель города.

Как утверждает основательница сети косметических услуг Epilier и партнера ГК LIKE Вероника Ратанова, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка в стране и в мире помогла найти модель, которая будет работать даже в экстремальный период. «Масштабирование по франшизе дает возможность захватывать большие доли рынка, поэтому мы предпочитаем такую модель филиальной сети. Теперь открыть студию можно в 6 раз дешевле — от 140 тыс. рублей, не включая паушального взноса», — объясняет Вероника Ратанова. 

В 2019 году сеть Epilier заработала 24,7 млн рублей, а в 2020 — более 143 млн рублей и выросла с 20 до 58 точек, несмотря на то, что 2,5 месяца салоны были закрыты. «В этом году, по моему мнению, рынок продолжит развитие. Женщинам важно хорошо выглядеть даже в самые сложные времена, поэтому индустрия будет только расширяться и очищаться от некомпетентных предпринимателей», — делится основательница сети. Аналогичного мнения придерживается основатель сети японских экспресс-парикмахерских «Чио-чио» Ильназ Набиуллин, отмечая, что хорошо себя чувствовать будут эконом- и премиум-сегменты. 

Эксперты прогнозируют, что к осени текущего года спрос на бьюти-услуги начнет восстанавливаться — поможет эффект отложенного спроса — в период отмененных заграничных отпусков и удаленной работы многие откладывали записи на маникюр, стрижку и эпиляцию. Однако возврат к докризисным показателям будет возможен только после снятия всех ограничений (в Москве и других регионах России сохраняется запрет массовых мероприятий ), так как без корпоративных праздников и прочих культурных мероприятий бьюти-индустрия не сможет продолжать работу в полноценном режиме. Согласно менее оптимистичным прогнозам, для восстановления рынку салонов красоты потребуется до трех лет — за это время предприниматели адаптируются к новым потребностям клиентов, сформировавшимся в эпоху ковида, измерят спрос на новые предложения, оптимизируют процессы и скорректируют модель бизнеса.