Держать планку: какие фитнес-направления будут востребованы в 2022 году

В текущем году мировой рынок фитнеса без преувеличения переживает второе рождение, но несколько в ином виде — поменявшаяся модель потребительского поведения требует новых форматов и новых видов тренировок. Разбираемся, как изменился подход потребителей к выбору фитнес-направления.

Оборот российского рынка фитнеса в марте 2021 года составил 15,4 млрд руб. При этом по сравнению с благополучным первым кварталом 2019 года выручка того же периода этого года сократилась на 10%. Количество точек, как выяснили в «Infoline-Аналитика», уменьшилось на 20%, при этом большинство разорившихся фитнес-клубов не относились к сетевому проекту. То, что сети оказались более устойчивые к кризису, подтверждают сами игроки рынка, отмечая, что инвесторам, которые открывают фитнес-клуб по франшизе известного бренда, вести бизнес проще, чем тем, у кого нет опыта в этом направлении. В середине 2021 года ситуация заметно поменялась в лучшую сторону — в Москве, например, оборот отрасли за первое полугодие достиг почти 5,5 млрд руб., что 24,7% больше, чем в допандемийном 2019 году. По сравнению с 2020 годом, наполненным ограничениями, выручка индустрии в столице выросла на 92,5%. 

В августе 2021 года глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева заявила, что российская фитнес-отрасль постепенно выходит на параметры 2019 года, показывая отставание по обороту на 15-25% в зависимости от региона. Вместе с тем игроки рынка отмечали, что на полное восстановление отрасли нужно время. 

Тренировки против вируса

В период пертурбаций, связанных с пандемией, на рынке фитнеса наметилось четыре тенденции:

  • Увеличение частоты посещения фитнес-залов. Как следует из исследования аналитиков агрегатора онлайн-тренировок Mindbody, во время пандемии люди стали чаще тренироваться. Более 50% пользователей сервиса начали заниматься пять раз в неделю Самым популярным направлением у агрегатора стала йога – уроки такого вида физической активности покупали 36% пользователей сервиса. Сегодня люди выбирают здоровье и долголетие. На этом фоне выигрывают компании, предлагающие товары и услуги для снижения стресса и сохранения здоровья. «Многие приходят грустными и уставшими, а уходят с улыбками, довольные собой. Много от кого слышу, что ушли проблемы со здоровьем – больше не болит спина, шея. Каждый находит что-то для себя, пробует новые направления», — отмечает Александра Смирнова, руководитель студии балета и растяжки Levita в Подольске. Выручка управляющей компании Levita за десять месяцев 2021 года составила 57,8 млн руб., что в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Результаты студий Levita в регионах позволяют сделать вывод о росте спроса на услуги фитнес индустрии по всей стране. Выручку больше 1 млн. руб. в октябре 2021 года сделали 15 партнёров сети, среди которых города с наименьшим населением — Раменское (123 тыс. чел.) и Долгопрудный (117 тыс. чел.).
  • Переход на индивидуальные тренировки. Индивидуальный подход в фитнес-индустрии ценится все больше. Согласно статистике 1С:Фитнес клуб, 9 из 10 бронирований — это персональные тренировки. При этом средний процент использования индивидуальных абонементов на 10% выше, чем до начала пандемии. К концу года этот показатель может дойти до 15-20%.
  • Спрос на одну услугу. Если раньше популярностью пользовались годовые абонементы в фитнес-клубах, то сейчас клиенты все чаще ищут возможность приобрести одну услугу, например, только бассейн или тренажерный зал. В связи с этой тенденцией прогнозируется повышенный интерес к бизнес-моделям моноконцепции, таких, как йога-студии, студии растяжки и танцевальные студии.
  • Фитнес «у дома».  Эта тенденция объединяет рынок фитнеса с рынком ритейла. Такой формат теперь кажется потребителю самым комфортным вариантом и с точки зрения логистики, и с точки зрения заботы о собственном здоровье в неблагоприятный с эпидемиологической точки зрения период. Крупные клубы с бассейнами и многочисленными залами останутся востребованы в центре города, где максимальный покупательский поток. На фоне этого наблюдается тенденция экспансии фитнес-сетей или их франчайзи в густонаселенные спальные районы города.

Спорт, фитнес и практики для души и тела – одни из самых быстрорастущих и крупных сегментов экономики ЗОЖ, отмечают в GWI, поэтому прогноз для российской индустрии, как и в целом для мировой, довольно позитивный: тренд на занятия спортом и переход к здоровому образу жизни только усилится, а полное восстановление фитнес-рынка может произойти уже к концу 2022 года.