До и после: что приносит сегодня доход на рынке эстетической медицины

По данным Forbes, в начале нулевых годов салон красоты или клиника эстетической медицины открывались для людей с доходами выше среднего. Несмотря на дорогостоящих оборудование, интерьер и специалистов, окупать получалось за год. Во втором десятилетии несколько экономических кризисов, технологический прогресс и усилившаяся конкуренция поменяли рынок — у посетителей, среди которых возникло много людей со средним достатком, появился запрос на мгновенный и заметный результат, поэтому на первый план вышли современное оборудование, долговременный эффект от процедуры, ее безболезненность и высокий сервис.

Другое время 

Пандемия 2020 года ускорила трансформацию рынка эстетики после первой волны спрос на услуги красоты упал на 12-17%, около 10% клиник закрылись. Игроки рынка оказались вынуждены сокращать себестоимость услуг за счет снижения маржинальности, поскольку снижение качества оказалось бы сильно заметным для разборчивых пациентов. На снижение маржинальности влияет и другой фактор, существовавший еще до пандемии серый рынок. По оценкам экспертов, на него приходится в среднем 40% трат потребителей на красоту. Часто врачи, получившие опыт в клиниках, открывают собственные эстетические кабинеты или приглашают пациентов домой на процедуры, которые не требуют дорогого оборудования: контурная пластика филлерами, ботокс, пилинги, массажи, микротоки, уходы и т.д.

Новые спрос и предложение  

После 2020 года у потребителей эстетических услуг появился запрос на здоровье и истинную молодость, а не маскировку старости. Людей стали волновать не только морщины, но и энергичность, стрессоустойчивость, и даже такие детали как походка и запах тела. Как результат, клиники начали позиционировать подход «красота через здоровье». В основу рынка лег фокус на целостный подход к лечению пациентов, идеология 4П: персонализация, предикция (предсказательная медицина), превентивность (профилактика) и партисипативность (совместная работа врача и пациента, основанная на партнерстве и взаимной ответственности). Многие клиники эстетической медицины превратились в кластеры, объединяющие сферы, которые взаимно дополняют друг друга и позволяют закрыть основные потребности современного пациента большого города. 

Например, выручка одной из крупнейших федеральных сетей широкопрофильных клиник «Медси» в 2020 году, несмотря на кризис, выросла на 12,2% по сравнению с относительно спокойным 2019 годом и достигла 25 млрд руб. Как поясняют в компании, рост обусловлен значительным увеличением среднего чека, в связи с оказанием услуг по диагностике и лечению COVID-19, расширением амбулаторной сети в Москве и покупкой клиник в Ижевске. Выручка сети широкоформатных косметологических клиник «Эстелаб» в прошлом году увеличилась на 3,8% — с 120 до 125  млн руб. Выручка сети салонов косметических услуг Epilier выросла на 6857%, в том числе благодаря росту франчайзинговой сети. 

Чем удивить 

Как считают игроки рынка, главный акцент клиники должны делать на оборудовании. По словам Дениса Павленко из Aldo Coppola, собственники медицинского бизнеса постоянно должны удивлять и стремиться к обновлению парка оборудования и препаратов и протоколов, чтобы эффективно конкурировать. На втором месте по значимости — профессиональный подход. Учитывая это, член правления Fairdip Investment Group Андрей Волохов, прогнозирует рост интереса к франшизам зарекомендовавших себя на рынке компаний. Третьим преимуществом для косметологической клиники станет акцент на цифровизацию. К примеру, электронные личные кабинеты, где пациенту удобно получать и хранить свои персональные данные, заказывать услуги, проводить ежедневный мониторинг здоровья, постепенно станут новым стандартом.