Из офлайна в онлайн: объем мировой интернет-торговли увеличился более чем на 27%
Несмотря на глобальный финансовый кризис, мировой объем розничных продаж онлайн вырос в 2020 году на 27,6% и превысил 4,2 трлн долларов США. Итог превзошел ожидания аналитиков, прогнозировавших рост на 16,5%. В отдельных странах, например, в Аргентине, электронная коммерция развивалась рекордно быстрыми темпами. Вместе с тем, объем розничных продаж в мире, наоборот, снизился на 3% — до 23,839 трлн долларов. Однако 2021 год может несколько скорректировать показатели в пользу офлайн-торговли.

Самыми быстрыми темпами e-commerce в 2020 году развивалась в Латинской Америке. По итогам года объем электронной торговли вырос на 36,7%. Розничные продажи, наоборот, показали отрицательную динамику — падение составило 3,4%. К примеру, онлайн-продажи в Аргентине увеличились на рекордные 79%. Немного по этому показателю отстает Сингапур — там интернет-торговля выросла на 71,1%.
Крупнейшие площадки
Согласно анализу Digital Commerce 360, продажи на топовых мировых торговых площадках, таких как Alibaba, Amazon, eBay и т.д., составили 62% от общего объема интернет-продаж в 2020 году. На три лидирующие торговые площадки — Taobao, Tmall и Amazon — приходится почти две трети из 2,67 трлн долларов, полученных сотней крупнейших онлайн-ритейлеров. Стопроцентный рост продаж в прошлом году отметили Etsy в США и Ozon в России.
Драйверы развития
Быстрая урбанизация — один из главных факторов, влияющих на развитие онлайн-ритейла. У городского жителя гораздо больше потребностей, чем у деревенского. Другим основным фактором стало проникновение интернета в более отдаленные от мегаполисов места, его общая популяризация благодаря смартфонам, ноутбукам и планшетам, а также расширение возрастных границ пользователей. С другой стороны, электронная коммерция часто выгоднее для предпринимателя, поскольку требует более скромную инфраструктуру. Дополнительный импульс для развития дало распространение коронавирусной инфекции — потребителя начали покупать онлайн товары первой необходимости, которые раньше, как правило, приобретались офлайн.
Прогноз на 2021 год
В 2021 году аналитики ожидают, что рост электронной коммерции, несмотря на сформировавшуюся у многих в прошлом году привычку покупать онлайн, замедлится. Согласно прогнозам, темп развития торговли в сети, снизится до 14,3%, в том числе из-за восстановления экономики, в целом, и офлайн-ритейла, в частности. Общий объем мировой розничной торговли по итогам 2021 года вырастет на 5,1%.
Кто будет лидером e-commerce
По прогнозам Insider Intelligence, лидировать по масштабам электронной коммерции будет по-прежнему Китай. Количество онлайн-покупателей в КНР составит треть от общемирового числа (33,3%), а объем продаж достигнет 2,7 трлн долларов, больше половины глобального объема. В ближайшей перспективе около 52% от всех розничных продаж в стране будут совершаться в интернете. Крупнейший китайский игрок — Alibabа. Компания помимо онлайн-торговли работает в сегменте B2B. Среди других важных направлений деятельности в рамках сегмента электронной коммерции Alibaba:
- Розничная торговля в Китае: Tmall, Taobao, Freshippo и др.;
- Международная розничная торговлю: Aliexpress, Lazada, Trendyol;
- Оптовая торговля в Китае: 1688.com, Lingshoutong;
- Международная оптовая торговля: Alibaba.com.
В прошло году Alibaba вышла на рынок цифровых финансовых услуг. Через свой филиал Ant Financial, Alibaba предлагает бизнес-займы, потребительские кредиты и мобильные платежи, а Alipay является одним из самых популярных сервисов мобильных платежей в Китае, но он также имеет международные амбиции, поскольку Ant Financial работает над внедрением Alipay в розничных предприятиях за рубежом.
Вывод
В ближайшей перспективе рынок цифровой розничной торговли продолжит по темпам роста опережать традиционную торговлю. Крупнейшие игроки e-commerce сохранят лидирующие позиции, параллельно захватывая новые рынки, а Китайская Народная Республика останется главным генератором объема электронных продаж, опережая США.