Онлайн против офлайн: в каком формате фитнес будет развиваться в России
В России фитнес в современном понимании этого слова появился в конце 80-х годов. Первый фитнес-клуб появился в Санкт-Петербурге в 1990 году. Сейчас фитнес не просто вид физической нагрузки, а образ жизни, целая философия, включающая режим, питание и мировоззрение. За 30 лет существования в России индустрия не сталкивалась с серьезными испытания — кризисы в 1998, 2008 и 2014 годах не сильно сказывались на основных показателях. Прошлый год оказался для рынка переломным моментом.

Крах индустрии
По данным НФС, в начале 2020 года в стране работали 13 000 физкультурно-оздоровительных организаций, в том числе 3500 крупных мультифункциональных клубов. Индустрия обеспечивала работой 768 000 сотрудников. В 2019 году суммарный объем отечественного рынка спортивно-оздоровительных услуг оценивался в 167 млрд руб., включая рынок спортивного оборудования и питания. На Москву и Санкт-Петербурга приходилось более 60% рынка.
Начало прошлого года начался успешно, а уже в феврале и марте финансовое положение клубов начало ухудшаться: посещаемость клубов снизилась примерно на 25%, продажи упали почти на 70%. К апрелю ситуация ухудшилась. Около 60 предпринимателей всех ассоциаций компаний из сферы услуг и представители общественных организаций написали письмо в правительство о критическом положении дел. Представители индустрии фитнеса отмечали, что банкротства ждут до 70% компаний. В итоге власти включили семь крупных фитнес-сетей — World Class, Alex Fitness, X-FIT, «С.С.С.Р.» в список системообразующих предприятий России, а фитнес-отрасль оказалась в списке пострадавших отраслей. По оценкам Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), российская фитнес-отрасль по итогам 2020 года потеряла 25% игроков и около 40% валовой выручки. Выручка сети Alex Fitness в прошедшем году снизилась на 26,5% по сравнению с 2019 годом — с 3,2 млрд до 2,3 млрд руб. Примерно на столько же снизилась выручка у сети «Территория Фитнеса» — с 78 млн до 61 млн руб. (-21%). В сети школ боди-балета и растяжки выручка в прошлом году выросла на 343% — с 9 млн до 40 млн руб. Количество точек увеличилось с 19 до 36.
Переход в онлайн
Во время локдауна игроки рынка начали развивать новый канал продвижения и продаж услуг — онлайн-занятия. Например, сеть клубов World Class стала проводить тренировки через ютуб и инстаграм. В апреле во время карантина в России количество поисковых запросов по ключевому слову «онлайн-тренировка» выросло в пять раз год к году — до 123 000. Как потом подтвердили предприниматели, такой формат оказался востребованным у россиян. В августе, после отмены ограничений, миллионы россиян продолжили пользоваться онлайн-фитнесом для поддержания своей спортивной формы. В конце 2020 года и начале текущего года деловые СМИ сообщили о буме проектов в сфере дистанционного фитнеса. Акции главного игрока на рынке онлайн-фитнеса — американской компании Peloton, которая продает подписку на онлайн-тренировки и тренажеры с сенсорными экранами и подключением к интернету для занятий дома, выросли более чем на 467% с сентября 2019 года по январь 2021 года, а ее капитализация достигла $43 млрд. В ноябре 2020 года российский проект Motify — онлайн-тренировки с персональным тренером — привлек $3 млн в посевном раунде, среди инвесторов компании — Grishin Robotics сооснователя Mail.ru Group Дмитрия Гришина. В апреле 2021 года $150 000 от российских бизнес-ангелов привлек разработчик приложения WorkoutMe.
Спорный тренд
Компании, предоставляющие услуги дистанционных тренировок, в минувшем году были уверены, что именно этот тренд станет главным в 2021 году. Однако были те, кто относился к новшеству скептически — часть игроков рынка сомневалась, что онлайн-тренировки удастся монетизировать, либо допускала, что сделать это можно только благодаря миллионам подписчиков. Оппоненты утверждали, что собрать аудиторию возможно за счет рекламы, спонсорства производителей одежды, обуви и спортивного питания, и оплаты за каждый отдельный просмотр. Часть клубов продолжала относится в занятиям онлайн как к вынужденной мере. Например, сеть клубов «Территория фитнеса» и World Gym открыли бесплатный онлайн-сервис для клиентов, но заявили, что развиваться в этом направлении не собираются.
Согласно исследованию Mobifitness, после отмены локдауна спрос на офлайн-занятия восстановился до уровня начала 2020 года, а интерес клиентов к удаленным тренировкам, наоборот, остыл. Дистанционные занятия к концу лета приносили клубам около 1,6% дохода.
Что ждет фитнес
В марте 2021 года Ведомости сообщили, что в ближайшее время при позитивном сценарии рынок фитнеса восстановится на 80%, однако процесс будет зависеть от того, насколько услуги буду отвечать новым постпандемийным потребностям людей. Например, бизнес и власть могут совместно разработать мероприятия по восстановлению переболевших COVID-19 граждан. В рамках коллаборации двух сфер — спорта и оздоровительных услуг — возможны такие решения, как включение фитнеса в программы ОМС и ДМС. Как считают эксперты, если государство комплексно подойдет к вопросу восстановления фитнес-индустрии и даст старт перечисленным выше инициативам, рынок полностью восстановится до допандемийных показателей и начнет активный рост в 2023 году. Другими ключевыми точками роста станут внедрение новых технологий, позволяющих усовершенствовать тренировочный процесс благодаря возможности отслеживать результаты в реальном времени, организация безопасности посетителей, например, бесконтактная регистрация или регистрация с низким уровнем касания или отслеживание визитов клиентов с помощью функции распознавания лиц, и климат-контроль с продвинутыми системами очистки и обеззараживания воздуха.