С новой силой: почему компьютерные клубы вновь стали популярны

В 2019 году в России удвоилось количество компьютерных клубов, которые пользовались огромной популярностью в 2000-х годах. В 15 крупнейших городах страны число площадок стало больше на 79%, а спрос на франшизы вырос в 12 раз. Игроки рынка объясняют бум стремительным развитием киберспорта и низким порогом инвестиций – для открытия одного клуба достаточно 1,5 млн рублей.

Как подсчитали аналитики сервиса 2GIS, в 2019 году в 15 городах-миллионниках количество компьютерных клубов увеличилось на 79%, до 417 заведений. На первом месте по числу новых площадок оказалась Москва — клубов для геймеров там стало в 2,5 раза больше — 147 точек. Двукратный рост показали Санкт-Петербург, Челябинск, Волгоград, Самара и Нижний Новгород. К концу позапрошлого года спрос на франшизы компьютерных клубов вырос в 12 раз.

Отчасти их возвращение спровоцировало развитие киберспорта (компьютерный, или электронный спорт, eSports) в России. Российский рынок электронного спорта оценивается примерно в 40-45 млн долларов США, каждый год он растет в среднем на 20%. По данным Nielsen Sports, в 2019 году в России за киберспортом активно следили больше 12 млн человек (каждый восьмой житель), а в 2020-м их число выросло до 15,4 млн. По прогнозам, что к 2023 году объем рынка электронного спорта в стране достигнет 100 млн долларов при аудитории более 20 млн человек.

Для занятий киберспортом необходима мощная компьютерная техника, которую молодой и неработающий человек себе позволить не может. Стоимость игровых компьютеров и их комплектующих из года в год заметно растет. К примеру, цена видеокарт из-за популярности майнинга криптовалют увеличилась вдвое, а партии выкуплены на несколько месяцев вперед. У старых домашних компьютеров просто не хватит мощности, чтобы запустить игру с современной графикой. Кроме того, молодые люди приходят в клуб, чтобы поиграть в удобном кресле и в кругу единомышленников, с которыми заодно можно обсудить последние новости игрового мира. 

Другим фактором, повлиявшим на резкий рост, является относительно небольшой размер первоначальных инвестиций. К примеру, чтобы открыть по франчайзингу клуб потребуется от 1,5 млн рублей, месячный оборот одной точки, как правило, составляет от 700 тыс. до 2 млн рублей. 

Оборудование каждого посадочного места обойдется в 100–200 тыс. В среднем, в клубе 30-50 мест. Площадь объектов варьируется от 70 до 300 кв. м., ставка аренды в спальных районах Москвы, где компьютерных клубов больше всего, не превышает 1 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц. При этом крупные киберспортивные арены открываются в торговых центрах, занимая площадь от 1 тыс. кв. м. 

Аудитория компьютерных клубов делится на несколько групп. Первая – молодые люди от 16 лет, которые приходят после учебы поиграть 3-5 раз в неделю. Вторая группа – молодые люди от 20 лет, которые посещают клуб пару раз в неделю.

Самыми крупными сетями киберспортивных клубов в России являются Colizeum, насчитывающая 120 точек в 77 городах , CyberX c 110 клубами в 75 городах и True Gamers, включающая 57 киберспортивных точек в 52 городах.

Компьютерные клубы нового поколения все же отличаются от тех, что были в 2000-х. Современный клуб или киберспортивная арена делают акцент не только на железо, но и на модный дизайн, удобство и особую энергетики геймерской среды. 

Отдельное внимание предприниматели уделяют поиску новых способов увеличить средний чек клуба. Например, за счет продажи напитков и снеков и VIP-зон. Еще один новый тренд — крупная арена, которая может быть одновременно компьютерным клубом и местом для проведения спортивных мероприятий. Крупнейшими подобными заведениями в России являются ЦСКА Арена (многофункциональный спортивный комплекс, 70000 кв. м.), Yota arena (5000 кв. м.), Winstrike Arena (1000 кв. м.) и Coliseum Орел (800 кв. м.) Как правило, помимо киберспортивных турниров на таких площадках проходят корпоративные мероприятия, концерты и другие развлечения.