Секрет успеха: что поможет выжить на рынке мебели в 2021 году

Рынок мебели в России последнее десятилетие демонстрировал уверенный рост. Российские производители удачно конкурировали с иностранными компаниями, которые оплачивали дорогую транспортировку товара, что сказывалось на цене. Доля импортной мебели на рынке России постепенно снижалась. В прошлом году объем производства резко упал, но вместе с тем появились новые возможности роста, связанные ростом желающих затеять дома ремонт и возникшим трендом на рынке новостроек — продажей меблированных квартир.

История развития 

Первая десятилетка 

Российский рынок мебели начал развиваться в начале 2000-х годов. В 2009 году из-за финансового кризиса спрос резко упал. Больше всего пострадали производители премиальной мебели — покупатели стали чаще выбирать варианты поэкономнее. Вскоре, в 2010 году, из-за роста доходов людей и развития жилищного строительства рынок начал восстанавливаться и быстро достиг докризисных показателей. 

Посткризис и международная торговля

В 2011 году объем рынка по сравнению с предыдущим годом вырос на 11%. Год спустя развитие рынка ускорило вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Благодаря международному решению снизились пошлины на экспорт продукции российских предпринимателей. Следующие несколько лет рынок рос на 8-10% в год.

Секторы-лидеры 

Быстрее всего развивался сектор мягкой мебели — для ее производства не требовалось дорогого оборудования. Двумя другими привлекательными сегментами были изготовление кухонных гарнитуров, стоимость которых заметно ниже европейских кухонь, и производство стульев, которые не требуют большой торговой площади. 

«Стулья занимают мало места, довольно дешевые, на одном квадратном метре можно поставить один образец стула, а покупают их обычно по 4-6 штук. В какой-то момент я понял, что мы нашли нефть на один потраченный рубль приходилось 10-11 рублей валовой прибыли», — делится основатель бренда Modernist Сергей Мирошников. Компания начинала с продажи стульев с модным дизайном из Китая и позже перешла к собственному производству бюджетной дизайнерской мебели. В 2020 году выручка компании выросла более чем в десять раз и достигла 233 млн рублей.  

Рынок сегодня

Насыщенность предложением

Современный российский рынок мебели характеризуется высокой конкуренцией. Мелкие производители, как правило, уступают крупным игрокам рынка, которые часто предлагают более низкую цену. В каталоге «Мебель России» представлено более 14 тысяч компаний, которые работают на российском рынке мебели, из них 5 тысяч имеют свое производство. Основное производственные площади расположены в Центральном и Приволжском федеральных округах. Импортная продукция занимает около 44% рынка против 80% в 2007 году, но импорт мебельной фурнитуры по-прежнему составляет 100%. Крупнейшими мебельными ритейлерами являются Hoff, IKEA, Леруа Мерлен, OBI, Castorama и т.д., однако зачастую сети представлены только в крупных городах. В небольших городах сетевых магазинов заметно меньше или вовсе нет. Лидирует по темпам открытия крупных сетей Санкт-Петербург. 

Падение спроса и новый рост 

В первом полугодии 2020 года из-за ухудшения покупательской способности, закрытых торговых центров и замороженной торговли с Европой и соседними странами динамика производства мебели упала на 80%. В то же время ряд производителей отметили рост количества заказов. К примеру, мебельный концерн в Дятьково из-за увеличения числа заказов в два раза сообщил о планах увеличить мощности. На развития повлияло несколько факторов. 

Во-первых, изменение покупательского поведения. До данным аналитического агентства «НАФИ», 39% жителей страны, которые в прошедшем году оказались вынуждены больше времени проводить дома, планируют сделать ремонт и поменять мебель. Во-вторых, в пользу мебельных фабрик сыграла новая тенденция на рынке жилья, открывающая возможности для взаимодействия B2B продажа строительными компаниями полностью готовых и меблированных квартир. По данным Первой мебельной фабрики, в новостройках каждая 20-я квартира продается уже со всем необходимым. Таким образом, застройщики стали новой целевой аудиторией для предпринимателей, чье дело связано с торговлей предметами обстановки помещения. К тому же, льготная ипотечная ставка повысила спрос на квадратные метры, поэтому большое количество россиян в скором времени начнут обставлять новые квартиры. В-третьих, из-за курса валют выросла стоимость импортной мебели. При этом отечественные изделия, которые часто содержат иностранные комплектующие, подорожали на 7%. 

Макротренд 

Продолжает развиваться тенденция последних нескольких лет, когда, на первый взгляд, консервативный вид торговли, переходит в онлайн. В онлайн-магазине у покупателя нет возможности взаимодействовать с мебелью: пощупать, разложить, собрать диван или посидеть на нем, поэтому принять решение о покупке сложнее. Помочь могут большой ассортимент, специальный программы для виртуальной расстановки мебели, онлайн-консультация и более низкие цены. Снизить стоимость позволяет экономия на аренде помещения и количестве персонала. Эксперты Statista прогнозируют в 2021 году число людей, которые покупают онлайн, возрастет до 2,14 млрд. Впрочем, исследование прошлого года показало, что около трети покупателей продолжают ходить в мебельный офлайн-магазины, поэтому некоторые участники рынка уверены, что будущее мебельной индустрии за смешанной моделью онлайна и офлайна. Например, Modernist в основном продает мебель через Instagram, но франчайзи компании из городов-миллионников имеют небольшие шоу-румы. Организация развивается по d2c-модели, то есть сама управляет всеми процессами от разработки дизайна мебели до доставки к двери клиента. Как вспоминает Сергей Мирошников, в начале предпринимательской деятельности он встретился с инвестором, который отметил, что модель Modernist схожа с Daniel Wellington. «Я стал изучать и понял, что d2c-компании быстрее всего растут в реальном секторе. Чуть позже мы стали одними из первых в России стартапов по бизнес-модели d2c.Наши клиенты получают самые низкие цены, за счет отсутствия посредников и идеальное качество всех процессов», — объясняет бизнесмен.