Стоматология – новый тренд на рынке медицины

С 2017 года в России стабильно растет количество стоматологических организаций. Оптимизация государственной медицины и стабилизации финансового положения жителей после экономического спада 2014-2015 годов стали триггером для восстановления потребительского спроса на товары и услуги. В 2019 году в стране насчитывалось 43,6 тысяч медицинских организаций. Показательно, что 90,4% от общего количества – частные. Без сомнений можно говорить о новом тренде на стоматологическое направление в медицине.

Немного статистики

По данным исследования «Платформы ОФД», средний чек на услуги зубного врача в России за три квартала 2020 года вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом в 2019-м. В 2020 г. жители страны тратили на здоровье зубов в среднем 6,4 тыс. рублей, москвичи – 11 тыс. рублей (показатель на 13% выше, чем в 2019 году и на 72% выше, чем в среднем по России). Крупнейший игрок российского рынка стоматологических услуг – сеть клиник Меди в 2019 году заработала 2,25 млрд рублей (+5,6%). По данным аналитиков PwC, объем рынка коммерческой медицины в России в 2020 году вырос до 811 млрд рублей. По их прогнозам, при позитивном сценарии к 2025 году объем рынка превысит триллион рублей (+9,6% в год).

Рынок и тренды

Говоря о распределении рынка, половину занимают стоматологии эконом-класса. Обычно подобные клиники представляют собой кабинет в новом жилом комплексе и работают по направлениям терапии и хирургии.

С точки зрения инвестиционной привлекательности, перспективной нишей становится детская стоматология. Одним из первых в Москве стоматологическую клинику для детей в середине 2000-х открыл Владимир Александровский («Дентал Фэнтези»). Тогда стоматологи полагали, что на детях невозможно зарабатывать. Врачи опирались на опыт обычных клиник, в которых, например, ортопед получал больше заказов, чем детский зубной врач. Однако к 2016 году годовой оборот сети «Дентал Фэнтези» превысил 350 млн рублей. Сеть до сих пор сохраняет лидирующие позиции в данном сегменте рынка. Кроме того, в 2018 году Александровский укрепил свои позиции с помощью создания сервиса на основе искусственного интеллекта Diognacat, который автоматически анализирует томографические исследования, помогает поставить диагноз и дает рекомендации по лечению врачам.

Другим трендом стал рост количества клиник, которые наряду со стоматологией оказывают услуги косметологии и эстетический медицины. В этом случае предприниматели используют комплексный подход для создания красивой улыбки. Именно поэтому мы наблюдаем и обратную ситуацию – переформатирование клиник эстетической медицины в сторону расширения специализации (от косметологии до стоматологии).

Маркером времени карантина стала возросшая активность клиник в Интернете. Рейтинг «Коммерсантъ» показал, что большинство лидеров рынка улучшили качество работы в сети, начав предоставлять пациентам больше практической информации, проводя видеоконференции и даже онлайн-консультации через мессенджеры и социальные сети. Средний показатель качества работы клиник тоже стал лучше: активнее наполняются сайты, выкладываются полные прайс-листы, подробная информация об опыте и квалификации врачей.

Прогноз

В начале 2020 года прогнозировалось сокращение объема рынка, но вместе с тем аналитики утверждали, что после пандемии показатель вновь будет расти и достигнет 246–249 млн приемов в год. С прогнозом роста согласны основные игроки рынка, которые подчеркивают, что по опыту прошлых кризисов, стоматологическая отрасль хорошо с ними справляется, поскольку люди даже в сложные времена предпочитают инвестировать в свое здоровье.