Вход свободный: маркетологи оценили уровень монополии на рынке танцевальных школ

Рынок танцевальных школ в России конкурентный и открыт для новых игроков, определили специалисты РБК (индекс Херфиндаля HHI <1000 – низкоконцентрированный рынок). Крупные организации, к которым относятся сети TODES, «Дети на паркете», «Русский балет», «Балет с двух лет», занимают чуть более 5% рынка. Совокупная выручка четырех крупнейших компаний в 2019 году составила 454 млн рублей. По сравнению с 2015 годом выручка выросла более чем наполовину (52,9%). Остальные 94,6% рынка распределены между множеством других организаций. Среди них – сеть студий балета и растяжки Levita. Выручка сети в 2020 году составила 40,1 млн рублей, что почти на 350% больше, чем в 2019 году. В целом, рынок танцевальных школ характеризуется высокой рентабельностью по сравнению с другими отраслями экономики.

Типы игроков 

Как выяснилось в ходе исследования РБК, студии являются самым популярным видом танцевальной школы. В студии могут заниматься и любители, и профессионалы. Педагоги нередко преподают уроки по собственной авторской методике. Далее следует танцевальный клуб, который работает с непрофессионалами без возрастных ограничений. Ученики участвуют в любительских турнирах. Преподавателями обычно являются квалифицированные хореографы и педагоги. Последний в структуре рынка – спортивный танцевальный клуб. Клиентами таких клубов являются спортсмены, готовящиеся к соревнованиям. Преподавательский состав, в основном, состоит из педагогов и хореографами «с именем». 

В центре – внимание 

Сильнее всего сегмент танцевальных школ представлен в Москве и Санкт-Петербурге. В других регионах страны возможностей для развития больше. В структуре оказания услуг танцевальных школ на Центральный федеральный округ приходится около 50% доли. Северо-Западный округ занимает около 20%. Меньше всего танцевальные школы представлены в Южном и Дальневосточном округах. В регионах с большой конкуренцией увеличение объемов возможно за счет привлечения к занятиям танцами возрастной аудитории, которой мало в танцевальной индустрии, или услуги корпоративных танцев, когда работодатели покупают сотрудникам абонементы не в фитнес-клуб, а на танцы. 

Новые тенденции 

Покупательская способность хоть и перешла в росту, но пока остается на низком уровне, следовательно, число людей, способных позволить себе годовой абонемент, небольшое. На этом фоне перспективными становятся форматы краткосрочной подписки  и платы за каждое отдельное занятие. С другой стороны, в 2020 году множество людей задумались об укреплении иммунитета, что провоцирует увеличение спроса на разные виды физической активности, в том числе танцы. Для тех, кто во время локдауна успел привыкнуть в онлайн-занятиям digital-фитнес останется доступным. Для школ танцев это направление станет возможностью для расширения клиентской базы и монетизации.

Перспективы 

Колебания курсов валют, коронавирус, падение доходов населения негативно влияют на рынок танцевальных школ, однако тенденция популярности здорового образа жизни положительно отражается на спросе. К тому же, Минэкономразвития РФ прогнозирует увеличение реальных доходов россиян на 3% в 2021 году и на 2,4% в следующем, что говорит о шансах экономики стабилизироваться, адаптировавшись к новым условиям. В период экономической нестабильности преимущество получат игроки, ориентированные на клиента и развившие компетенции в конкурентной среде. Компании должны четко понимать потребности клиентов, отслеживать тенденции и персонализировать предложения как для текущих, так и для потенциальных потребителей.