За и против: эффективен ли франчайзинг на рынке бьюти-услуг

Рынок франчайзинга предлагает проекты в разных сферах экономики — от продовольственной торговли, услуг населению до производства и строительства. Стоимость франшизы, сроки окупаемости и финансовые перспективы зависят от множества причин, в том числе от опыта франчайзера и амбиций покупателя проекта. Разбираемся, насколько популярна франшиза в сфере красоты.

По данным franshiza.ru, рынок франчайзинга в России за неполный 2021 год вырос почти на 7% по количеству предложений. Согласно рейтингу Businessmens.ru, самыми продаваемыми франшизами текущего года стали маркетплейсы — «Wildberries» и «Ozon», открывшие 28 и 11 тысяч брендированных пунктов выдачи. За ними следует дискаунтеры от «Доброцен» и «FixPrice». Девятое место заняла сеть эко-маркетов «Avocado», у которой за год больше тысячи точек. На десятой строчке рейтинга — франшиза пункта выдачи товаров от службы доставки «СДЭК». Кроме того, заметно вырос спрос на франчайзинговый медицинский бизнес:аптечные сети, диагностические центры и лаборатории. В перспективе эта категория может занять место в ТОП-10 франшиз. Как считают эксперты рынка, рост рынку обеспечивает переток капитала из других секторов экономики и стремление молодого поколения к ведению собственного бизнеса. 

Общий объем рынка франчайзинга в России за 2020 год составил 2 трлн руб., в стране действует 2780 компаний, развивающихся по данной модели. По сравнению с благополучным 2019 годом объем рынка значительно сократился — на 27%. Как показывает анализ географии, как правило, продавец франшизы — региональная организация (71%), в Москве и Санкт-Петербурге  франчайзеров гораздо меньше (19% и 10%) В 2021 году большим спросом пользуются именно франшизы до 1 млн руб., однако стоимость большинство проектов на рынке составляет до 3 млн руб. Более дорогие проекты за последнее время не появились.

В структуре франчайзинга почти половина рынка — 48% — приходится на сферу услуг. Для сравнения, общественное питание занимает 22% рынка, а розничная непродовольственная торговля — 17%. При этом сегменты услуг и продовольственной розницы растут, а вот доля франшиз общественного питания и непродовольственной торговли сокращаются. Популярность проектов, связанных с услугами, объясняется их стоимостью — они относятся к первой категории франшиз — с ценой до 1 млн руб. и потенциально высоким спросом со стороны конечных потребителей. В свою очередь, в структуре услуг населению одними из лидеров является сегмент красоты. По данным аналитиков «Авито Услуги», спрос на услуги в категории «Красота и здоровье» в сервисе с начала 2021 года вырос на 150%. Наиболее популярны у россиян услуги маникюра и педикюра, на их долю приходится 28% спроса. Далее следуют СПА-услуги с 20%  и парикмахерские услуги с 12%. Наибольший рост продемонстрировали СПА-услуги, спрос на них вырос в 14 раз, на  услуги парикмахеров и визажистов – в 2 раза, на маникюр и педикюр – на 82%.

К примеру, выручка сети студий косметологических услуг EPILIER за десять месяцев 2021 года достигла 270,6 млн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил более 200%. По итогам октября текущего года сеть насчитывает 82 партнера в 64 городах в России и зарубежом. Срок открытия студии составляет всего 30 дней, а рекордные цифры выручки первого же месяца работы партнера сети составляют от 300 до 750 тыс. руб. 

Среди главных плюсов покупки франшизы — готовый бренд, проверенные маркетинговые стратегии и обучение от франчайзера. При выборе проекта помимо стоимости стоит учитывать узнаваемость бренда, опыт на рынке, отзывы других франчайзи, среднюю выручку и сроки окупаемости бизнеса. Как следует из опроса, несмотря на все перипетии рынка большинство предпринимателей нацелены на развитие в текущем и следующем году: расширение сети и расширение географической зоны присутствия. 

Также намечена тенденция ухода перспективных игроков бьюти-индустрии от развития сети собственных филиалов к франчайзинговой модели, а конкретно к инвестиционной франшизе. Этот вариант расширения бизнеса заключается в поиске инвестора для потенциального партнера, который вносит денежные средства на этапе открытия точки и в дальнейшем от ее деятельности получает пассивных доход. При такой форме партнерства за запуск и операционные процессы отвечает управляющая компания.

В постпандемийное время на рынке развиваются наиболее рентабельные и лояльные компании, а условия сотрудничества становятся более гибкими и приемлемыми для предпринимателей малого бизнеса. Тем не менее, перед покупкой франшизы стоит обратить внимание на такие параметры как бренд, опыт, отзывы и финансовые результаты компании и франчайзи, а также индекс потребительской лояльности — NPS. В 2021 году более востребованными считаются сферы услуг — от доставки, бьюти-процедур до медицинских обследований и продовольственной розницы. Факторами развития на ближайшие годы будут стремление молодежи работать на себя и возможность при выборе франчайзинговой модели бизнеса рассчитывать на надежную поддержку со стороны управляющей компании в непредвиденных обстоятельствах.